На сегодняшний день существует два основных типа CRM: коробочные и облачные сервисы. Первые устанавливаются непосредственно на сервер, расположенный в офисе компании. Вторые размещаются на оборудовании поставщика.
Основные различия между облачными и коробочными CRM приведены в таблице.
Коробочные сервисы |
Облачные сервисы |
Для инсталляции и настройки понадобится помощь программиста |
Подключение к CRM проходит без посторонней помощи |
Модули и обновления приобретаются отдельно |
Обновления происходят автоматически, набор функций универсален |
Покупка производится единожды, стоимость продукта сравнительно высока |
Подписка оплачивается ежемесячно, но крупные разовые вложения не требуются |
Нужны собственные серверы и дополнительное компьютерное оборудование |
Для подключения нужен лишь стабильный интернет |
Кроме универсальных решений, существуют отраслевые продукты. Они отличаются более высокой стоимостью, но позволяют учесть особенности конкретной сферы деятельности.